Кадрирование изображения
Нередко на негативе имеются объекты или детали, ухудшающие композицию снимка, избежать которых при съемке было невозможно. Часто негатив содержит два сюжета, каждый из которых может быть напечатан отдельно. Чтобы улучшить композицию фотоотпечатка или напечатать с одного негатива два разных снимка, прибегают к кадрированию.
Принадлежности для кадрирования. Самое простое приспособление для кадрирования — два угольника, изготовленных из плотного тонкого картона темного цвета или из черной неактиничной бумаги (рис. 91,а). Размер угольника должен быть несколько больше увеличиваемого снимка.
Более удобна для кадрирования универсальная кадри-рующая рамка (рис. 91, б). Она состоит из доски, к которой прикреплен на шарнирах откидывающийся массивный металлический угольник со скошенным на нет краем. На обе его стороны нанесены миллиметровые деления. К верхней части под прямым углом прикреплены прутки, вдоль которых перемещаются ползунки со стопорными винтами и тонкими металлическими линейками. В левом верхнем углу кадрирующей рамки имеются упоры для фотобумаги, к которым она прижимается, когда угольник приподнят. В опущенном положении угольник плотно прижимает фотобумагу к основанию рамки. Кадрирую-щие рамки выпускаются размером от 1824 до 3040 см.
Рамка для получения белого канта, окаймляющего фотоотпечаток. Кант обычно шириной 5 мм значительно улучшает вид фотоотпечатка. Эти рамки изготовляют только для одного формата снимка, поэтому приходится иметь их набор по размеру делаемых увеличений (рис. 92).
Техника кадрирования. Кадрировать изображение удобнее всего на снимке 1318 см, напечатанном полным кадром. Если по каким-либо соображениям этого сделать
нельзя, то кадрирование производят по негативному изображению, проецируемому на экран фотоувеличителя. Для этого на экран кладут лист белой бумаги и прижимают его чистым зеркальным стеклом. Затем проецируют негативное изображение, наводят его на резкость и, перемещая по стеклу два угольника, выбирают наилучший кадр. Основная трудность при этом — соблюдение параллельности между сторонами треугольников. Иначе фотоотпечаток не будет прямоугольным, и его придется впоследствии подрезать для устранения косины. Когда кадр выбран, белую бумагу заменяют фотобумагой и печатают пробный снимок.
Работа с кадрирующей рамкой значительно проще. Предварительно в рамку вкладывают лист белой бумаги и устанавливают ее на экран фотоувеличителя. Затем проецируют негативное изображение, добиваясь наилучшей резкости, после чего передвигают ползунки с линейками вдоль рамки, перекрывая ими ненужные детали изображения. Найдя наиболее удачный кадр, гасят электролампу фотоувеличителя, заменяют белую бумагу фотобумагой и печатают снимок.
Кадрирующая рамка дает белый кант на всех сторонах фотоотпечатка.
Искусство кадрирования. Кадрирование при увеличении — процесс творческий. Однако здесь фотограф более ограничен в своих действиях по сравнению с выбором кадра при съемке. Он может только изменять границы кадра, исправлять перспективные искажения, вызванные неправильным положением фотоаппарата при съемке, и несколько менять тональность всего изображения или его части (см. ниже).
Для кадрирования при увеличении, как и при фотографировании, не существует незыблемых канонов построения изображения. В то же время есть ряд правил, несоблюдение которых, за редким исключением, ведет к получению невыразительного снимка.
Эти правила излагаются в самом кратком объеме, а потому они будут несколько схематичными, так как детальное рассмотрение искусства композиционного построения кадра не входит в задачу этой книги. Интересующихся этим вопросом отсылаем к любой книге по композиции.
Но твердо запомните: если эти правила противоречат вашему творческому замыслу — смело их нарушайте. Не бойтесь ошибок — на них учатся!
В каждом снимке должны быть смысловой и зрительный центры. Смысловым центром снимка является объект, на который зритель должен обратить внимание. Зрительным центром обычно является геометрический центр снимка, определяемый пересечением диагоналей. Когда эти центры совмещены или расположены очень близко друг от друга, то фотография становится более выразительной. Кадрированием можно значительно сблизить эти центры и тем самым улучшить качество снимка, при этом надо стремиться вынести главный объект, определяющий смысловой центр, на передний план кадра. Этого легко достигнуть, изменяя соотношение сторон снимка, придавая кадру формат, наиболее подходящий по содержанию. Лрп этом всегда надо учитывать, что пропорции вертикальных и горизонтальных сторон снимка прежде всего зависят от характера сфотографированного объекта. Вместе с тем следует помнить, что каждому формату присущи некоторые особенности, с которыми надо считаться.
Вертикальный формат создает иллюзию увеличения высоты узких объектов, например деревьев, высотных домов и т. д. Наоборот, он уменьшает высоту, прижимает к земле объекты, протяженные в длину.
Этот формат наиболее пригоден для архитектурных снимков. Его используют также в портретной фотографии, особенно при печати поясного портрета, при кадрировании натюрморта, в котором преобладают вертикальные линии, технических снимков высоких машин, приборов и т. д.
Снимки, сделанные с низкой точки съемки, печатают в этом же формате, так как он усиливает эффект высоты.
Горизонтальный формат подчеркивает длину и глубину объекта на кадре. Особенно он пригоден для печати снимков дали, сделанных с высокой точки съемки. Для усиления эффекта протяженности в глубину отношение горизонтальной стороны кадра к вертикальной можно довести до 2:1.
Горизонтальный формат снимка создает иллюзию уменьшения высоты объекта, если снимок сделан широкоугольным объективом, захватывающим большую площадь перед объектом, например зданием.
Горизонтальными делают фотоотпечатки ландшафтов, групповых портретов, жанровых снимков, натюрмортов без отчетливо выраженных вертикальных линий. В этом формате индивидуальный портрет печатают редко, обычно когда в изображение введены какие-либо предметы, характеризующие деятельность или быт портретируемого.
Квадратный формат делает снимок статичным. В фотографии им пользуются редко.
Первые два формата представляют собой прямоугольники. Соотношение их сторон также оказывает некоторое влияние на зрительное восприятие. Отношение сторон прямоугольника 1 : 2; 2 : 3 и 3 : 4 придает формату статическую симметрию, ощущение которой вызывается, видимо, тем, что его площадь делится на целое число равных квадратов. Отношение сторон прямоугольника, площадь которого не делится на целое число равных квадратов, придает формату динамическую симметрию. Наиболее благоприятное впечатление дают отношения сторон 1 : 1,4; 1 : 1,7; 1 : 2,2 и 1 :1,618. Пропорция последнего прямоугольника соответствует золотому сечению.
Считается, что формат со статической симметрией наиболее подходит для ландшафтных и архитектурных снимков, а формат с динамической симметрией — для спортивных, жанровых и портретных снимков.
Вновь подчеркиваем, что «считается» не означает «рекомендуется», так как пропорция снимка прежде всего зависит от его содержания. Содержание — первопричина, форма — ее следствие и одно неотделимо от другого.
Кадрируя изображение в тот или иной формат, надо руководствоваться еще и следующими указаниями.
Во-первых, всегда оставлять некоторое свободное пространство по направлению движения объекта или поворота, жеста, взгляда человека на портретном или жанровом снимке. Это пространство не нарушает равновесия композиции и в то же время придает изображению живость и динамичность, которые исчезают или почти исчезают, если это правило не соблюдается.
Во-вторых, устранять кадрированием случайные и ненужные элементы изображения, расположенные на краях кадра, и тем самым улучшать целостность композиции.
В-третьих, так кадрировать незаполненную изображением верхнюю часть снимка, чтобы зрительный центр кадра совмещался со смысловым или они расположились бы рядом. Особенное значение имеет правильная пропорция между верхней частью фона и изображением в поясном портрете. Если верхняя часть фона очень велика, то смысловой центр композиции — лицо человека — смещается к низу и не совпадает со зрительным центром. Фон должен быть такой высоты, чтобы смысловой и зрительный центры находились на лице портретируемого. Также недопустимо, чтобы фон над головой портретируемого был мал. В этом случае голова почти упирается в рамку кадра, отчего зрительный центр снимка перемещается на корпус человека, который, разумеется, не может быть смысловым центром (исключение составляют рекламные снимки одежды).
У головного же портрета высота фона над головой портретируемого должна быть, наоборот, небольшой — иначе нарушится пропорция изображения. Обрез кадра может проходить даже по волосам портретируемого без ущерба качества композиции. Этот прием часто дает превосходные портреты.
.