Вторник, 12.11.2024, 18:21
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2014 » Март » 27 » Правила кадрирования портрета. Виртуальная фотошкола
22:10
Правила кадрирования портрета. Виртуальная фотошкола
правила кадрирования портрета

Изобилие любительских фотографий на различных Интернет-ресурсах с плохим кадрированием наводит на два важных вывода: 1 - либо большинство людей не знают или не понимают принципов построения хороших кадров, 2 - либо знают, но не могут ("не хотят" - означает то же самое) применять их в силу своих творческих способностей.


Хорошее построение кадра - главный залог успеха фотографии.


Геометрически большинство фотографий имеют прямоугольную форму. Достаточно редко встречается квадратная форма, и обычно она возникает на этапе постобработки. В большинстве же случаев это прямоугольный кадр с соотношением сторон 2:3 или 3:4. Встречаются и другие соотношения, но мы будем говорить о наиболее часто встречаемых кадрах. Соответственно положение кадра может быть портретным и альбомным. Часто "альбомный" заменяют словом "ландшафтный" и мне лично так больше нравится. Хотя справедливости ради нужно заметить, что портреты можно с большим успехом снимать и в альбомном положении, равно как и ландшафт можно снять в портретном, если в этом действительно есть необходимость.


Теперь стоит определиться, что должно попасть в кадр и каким образом. Во-первых, в кадре необходимо умещать только важные элементы фотографии, имеющие смысл и, во-вторых, исключать из кадра элементы, не имеющие отношения к замыслу, идеи кадры. Лишние элементы на фотографии порой называют фотомусором. Эти элементы могут портить общее восприятие, отвлекать внимание и искажать смысл фотографии. Таким образом выбирая определенное фокусное расстояние и расстояние до объекта нужно постоянно решать задачу исключения фотомусора из кадра и включения только важных элементов. При этом еще контролируя ГРИП и соответственно вообще экспозицию. Ни один автоматический режим камеры не способен решать за фотографа задачу составления хорошего кадра.


Умение применять законы композиции также важно при размещении объектов. Правило Золотого сечения является лишь одним из инструментов хорошей композиции кадра.


В каких же случаях необходимо разворачивать камеру в портретное положение, а в каких снимать в альбомном? Одназначных рекомендаций нет. Камеры спроектированы исходя из предположения, что большинство снимков фотограф делает в альбомном положении. Портретное положение камеры должно использоваться реже. Хорошо, допустим ландшафт мы в большинстве случаев снимаем в альбомном положении, но если снимать, допустим, водопад, то скорей всего камеру лучше повернуть в портретное положение. Все предметы в природе можно выразить простыми геометрическими фигурами. Так вот необходимо пытаться размещать длинные стороны этих фигур параллельно длинным сторонам кадра. Это выглядит логично. Если стоящий человек в кадре один, логично его снять в портретном положении. Если человек лежит на диване, логично снять в альбомном. Если же в кадре появляются несколько предметов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, то скорей всего кадр будет иметь альбомный вид.


Странно выглядят портреты в альбомном виде, на которых человек смещен в одну треть кадра по правилу Золотого сечения. Появляется чувство, что на пустующее место сейчас выйдет еще одна модель.





Расположив тот же снимок портретно, это чувство пропадает. Расположить модель по центру также нельзя, иначе пространство за спиной также будет восприятие. Вполне допустимо разместить модель немного ближе к центру.





Теперь же рассмотрим кадрирование в смысле обрезки объектов в кадре. Важно запомнить: нельзя обрезать объекты в кадре, если при этом обрезается его смысловая целостность, либо нарушается гармония в композиции. С натюрмортами или ландшафтом я думаю проще всего разобраться где и что убрать из кадра. Можно вполне обрезать вазу, если нам важны только цветы в ней, но если ваза имеет возраст более трех веков, то думаю ответ очевиден - цветы могут быть вторичны.


С портретами людей не все так просто. В альбомном положении имеет смысл фотографировать людей в групповом портрете в полный рост, резать ноги не желательно, конечно, если в кадр попадают ноги. Очень хорошо смотрятся портреты двух-трех человек в альбомном положении фотографируя их по пояс (чуть выше линии бедер). Равномерно распределяя людей по полю кадра нужно пытаться достигнуть равновесие в композиции.


В остальных же случаях стоящих людей (до трех включительно) лучше фотографировать в портретном положении. Я думаю совершенно понятно, что не всегда нужно фотографировать людей в полный рост. Полный рост оправдан, когда хочется подчеркнуть где находится человек или во что он одет, или точнее обут, например. На таких фотографиях можно ГРИП сделать достаточно большой для того, чтобы была возможность разглядеть детали окружающего модель прстранства или рядом находящихся людей, либо наоборот сократить, чтобы отделить модель от фона, но при этом сделать акцент на этом фоне.


А теперь рассмотрим, пожалуй, самые важные правила кадрирования. Как кадрировать человека, если фотографировать его не в полный рост? Важно во-первых запомнить, что обрезать по суставам (локти, запястье, колени, лодыжка) нельзя! Ну и понятно, что у человека главный элемент его фигуры - голова. Она может быть обрезана только в одном случае - когда фотографируем одежду на манекене. Ниже на картинке представлены варианты кадрирования портрета от ростового (1) до лицевого крупным планом (7). Рассмотрим их подробнее.





Ростовой портрет (1). Его сложность в первую очередь заключается в позе модели. Для женщин стремление тела к форме буквы S наиболее предпочтительно. Это безусловно подчеркивает изящные формы. При ростовом портрете недопустимо обрезать руки. И вообще постарайтесь запомнить следующее, если есть ноги - должны быть руки. Ступни ног не должны быть направлены в сторону камеры как на рисунке. Ступни необходимо разворачивать диагонально к камере, чтобы были видны пятки ног. Иначе же ноги будут выглядеть с ампутированными пятками. Вообще проблема "ампутаций" свойственна как позированию, так и кадрированию. Нельзя кадрировать непосредственно впритык к ступням. Между нижней границей кадра и ступнями (обувью) должно быть расстояние такое, чтобы модель смогла сделать минимум один шаг. Ростовой портрет фотографируют камерой, расположенной примерно на уровне груди.


Кадрировать по ступням и лодыжкам, как уже сказано, - нельзя! Более того, ростовой портрет (2) нужно также избегать. Нужно стремиться либо фотографировать в полный рост (1), либо обрезая чуть выше колена (3). Кадрировать по коленям категорически нельзя. Такое кадрирование выглядит уродливо, даже если у модели самые красивые в мире ноги.


В портрете (3) чуть выше колена также нужно стремиться не обрезать руки. Вообще руки - главный инструмент выразительности позы модели. Эмоции модели вторичны. Выразительность первична. А выразительность достигается в первую очередь пантомимой, то есть телом и в первую очередь руками. Поэтому, не обрезайте руки! Важно также, чтобы модель не прятала руки на собой, зачастую это выглядит как отсутствие руки. Такой портрет фотографируют не выше уровня плечей.


Портрет (4) от пояса пожалуй самый сложный, поскольку в нем часто обрезаются руки. Нужно стремиться не обрезать их по кисти или ровно по локти, если они выходят за кадр. Конечно же, уведенная в сторону за кадр рука очень плохой вариант кадрирования. Может модель держит весло за кадром? Также фотографируют на уровне плечей.


Портрет (5) с бюстом вполне может располагаться альбомно, если помимо модели в кадре необходимо показать пространство. Фотографируют на уровне шеи, выше плеч.


Портрет (6) с плечами обязан содержать плечи как минимум ниже ключицы, как показано на рисунке. То есть тело не может отрезаться сразу от шеи, поскольку это может создать иллюзию бесконечной шеи - этакой змеи. Также нельзя обрезать так, что не показывается где же руки начинаются. Получаются этаФормируется впечатление этаких громадных плечей. Нежелательно обрезать макушку головы в таком портрете. Фотографировать нужно чуть ниже линии глаз.


Лицевой портрет (7) допускает легкое обрезание макушки головы, однако не стоит это делать с портретами мужчин, имеющих залысину, пусть даже легкую. Ни в коем случае нельзя резать подбородок. Фотографируется на уровне глаз или чуть ниже. Нежелательно обрезать часть головы, и особенно часть уха.


Все описанные выше правила имеют рекомендательный характер и призваны помочь соблюсти на снимке целостность и гармоничность. Кадрирование безусловно можно сделать на этапе постобработки. Многие даже фотографируют с некоторым запасом, чтобы потом в редакторе можно было спокойно откадрировать. Согласитесь, хорошо когда есть, что резать и совсем грустно, когда уже на этапе съемки было отрезано границами кадра важное. Я заметил, что чем выше уровень фотографа, тем меньше он занимается кадрированием в редакторах и снимает сразу как нужно. И вообще, если уж говорить о редакторах, нужно стремиться снимать так, чтобы обходиться вообще без фотошопов и прочих инструментов.


Продолжение следует...


25 марта 2013 в 17:50

Твитнуть



Источник: kapankov.ru
Просмотров: 767 | Добавил: palonto | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта

Поиск

Календарь

«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz